УСЛУГИ ПО РЕМОНТУ И ОБУСТРОЙСТВУ СКВАЖИН НА ВОДУ

Гарантия на все виды услуг! Оборудование и насосы в наличие! Цены от производителя!

ЭЦВ, выпускаемых АО “Hidropompa”

Погружные скважинные насосные агрегаты ЭЦВ ХЭМЗ:

описание и конкурентные преимущества

На сегодняшний день Херсонский электромеханический завод (ХЭМЗ) занимает уверенное лидирующее положение на рынке промышленных погружных скважинных насосов Украины и России по показателю «цена/качество». Именно этот критерий сейчас является основным при выборе ЭЦВ.

Долгое время ХЭМЗ вынужденно проводил политику информационной закрытости, вызванную ранее предпринимавшимися попытками рейдерского захвата завода, а также утечкой информации о некоторых инновационных разработках. Созданный информационный вакуум сильно тормозил продвижение херсонских насосов на российском рынке, тем самым невольно создавая конкурентным маркам благоприятные маркетинговые условия. Поэтому до сих пор оптовые и конечные покупатели не располагали информацией о конкурентных преимуществах ЭЦВ ХЭМЗ, об интересных конструкторских решениях, позволивших значительно повысить его надежность и повысить потребительскую привлекательность. Сейчас у нас появилась возможность восполнить этот информационный пробел.

О ХЭМЗ

Историческая справка

ХЭМЗ – промышленное предприятие с полувековым опытом работы с артезианскими погружными насосами марки ЭЦВ, разработанными в знаменитом НПО «Молдавгидромаш» (крупнейшем насосостроительном предприятии СССР).

Основанный в 1962 году в виде комплекса мастерских по ремонту насосов для артезианских скважин, в 70-е годы он реорганизовался в электромеханический завод всесоюзного масштаба. Ежегодно предприятие восстанавливало работоспособность свыше 20 000 единиц молдавских скважинных насосов ЭЦВ. Одновременно специалисты Молдавгидромаш активно внедряли и оттачивали знания херсонских коллег о восстанавливаемом ими оборудовании: передавались чертежи агрегатов и другая техническая документация, проводились консультации, руководящий и технический персонал постоянно проходил обучение и стажировку в КБ и на производствах НПО Молдавгидромаш, досконально изучая конструкцию ЭЦВ и все отработанные годами производственно-технологические процессы. По сути, из коллектива ремонтников создавались специалисты насосного производства.

С распадом СССР и разрывом экономических связей Херсонскому заводу пришлось в полной мере применить давно заимствованные неоценимые знания о технологии изготовления молдавских погружных скважинных насосов, налаживая собственное производство ЭЦВ. Отметим, что к моменту перехода от заводского восстановления насосов к началу их производства завод уже был полностью оснащён достойным оборудованием и профессиональными кадрами.

С 1994 года, преобразованное в АОЗТ «ХЭМЗ», предприятие начинает выпуск данных насосных агрегатов (на основе чертежей Молдавгидромаш). Причем херсонцы начали не просто воспроизводство молдавской конструкции, а её улучшенное производство! Постоянно проводимый в течение предыдущих трёх десятилетий анализ причин отказов насосов ЭЦВ позволил провести доработку конструкции, главным образом, в части материалов и технологии изготовления. В 1996 году линейка ЭЦВ ХЭМЗ была успешно сертифицирована в системе ГОСТ Р центром сертификации НАСТХОЛ (Москва).

ХЭМЗ сегодня

Херсонский электромеханический завод успешно выдержал все потрясения переходного периода, устоял перед рейдерами. При этом не потерял рабочие и инженерные кадры!

Сейчас ОДО «ХЭМЗ» – одно из ведущих промышленных предприятий на рынке насосного оборудования Украины, России и стран СНГ. Это отлично организованное и управляемое производство, оснащенное новейшим оборудованием. Заводские цеха оборудованы современными высокотехнологичными станками, на которых производятся почти все части и детали агрегатов ЭЦВ (кроме чугунных). Для этого предприятием налажены очень качественные литье и штамповка деталей (более качественные, чем у любых других производителей в СНГ).

Кроме производственных цехов завод располагает инструментальным и ремонтно-механическим, которые поддерживают качество продукции за счёт своевременного ремонта станков и оснастки, изготовления новых дублирующих инструментов (в т.ч. сложных литьевых и пресс-форм на рабочие органы насосов и штампов на железо ротора-статора) и введения модернизированных приспособлений, инструмента и установок.

Полный производственный цикл в рамках завода не только делает ХЭМЗ самодостаточным и независимым предприятием, но и позволяет ему оперативно решать вопросы по поддержанию и улучшению качества (прежде всего по изготовлению рабочих органов насосов и железа электродвигателей).

С 1998 года на заводе работает аккредитованная в системе ЦСМ испытательная лаборатория, созданная в сотрудничестве с ГП «Херсонстандартметрология» и Херсонской машинно-испытательной станцией.

Благодаря высокому профессионализму коллектива инженеров и технологов, ХЭМЗ постоянно внедряет в конструкцию ЭЦВ различные инновации. Любая новинка проходит лабораторные и промышленные испытания. Вследствие этого херсонские скважинные насосные агрегаты по многим параметрам значительно опережают конкурентные марки.

На сегодняшний день номенклатура разработанных и производимых ЭЦВ составляет свыше 100 видов агрегатов и постоянно расширяется новыми моделями.

Став за 20 лет ведущим производителем насосов, ХЭМЗ продолжает оставаться мощным сервисным центром: как и в советские годы, он оказывает услуги по заводскому восстановлению изготовляемых им насосов.

ЭЦВ ХЭМЗ

Как и молдавские ЭЦВ, насосы ХЭМЗ характеризуется простой и надежной конструкцией, высокими потребительскими свойствами, оптимальным соотношением цены и качества, низкими эксплуатационными расходами. Полностью соответствуя заявленным (паспортным) характеристикам, херсонские ЭЦВ часто превосходят их, обладая запасом мощности до 15% (конкурентные марки таким преимуществом похвалиться не могут). Эта ситуация позволяет эксплуатировать насосы ХЭМЗ в условиях, отличных от номинальных по гидравлическим и электрическим параметрам. Прежде всего, это относится к требованиям по минерализации и кислотности перекачиваемой воды, наличию заметных количеств иловых взвесей и песка. Эксплуатационный запас двигателя сформирован, главным образом, снижением плотности тока в обмотках.

Интересный факт

По информации, полученной от технического руководства ХЭМЗ, один из херсонских ЭЦВ успешно проработал в скважине в течение 8 лет! И за этот период ему ни разу не потребовался ремонт! Ни одна конкурентная марка не может похвастаться таким сроком работы. И это было не чудо, а результат соблюдения правил эксплуатации (как самого насоса, так и скважины). То есть при технически грамотной подготовке скважины, монтаже и использовании агрегата, наличии станции управления, качество херсонского ЭЦВ позволит ему работать долгие годы!

Технические истоки конструкции

Конструкция ЭЦВ ХЭМЗ, как уже отмечалось, базируется на чертежах, созданных еще в советское время конструкторскими бюро НПО «Молдавгидромаш». Поэтому, прежде чем приступить к подробному рассмотрению херсонского скважинного водяного насосного агрегата, стоит отметить несколько фактов, относительно его молдавского предшественника.

Ещё в советское время ЭЦВ Молдавгидромаш успешно зарекомендовали себя как наиболее конструктивно продуманные, наиболее оптимизированные под работу в водяных скважинах, как самые надежные в работе не только на всей территории Советского Союза (в сотнях тысяч скважин – от Калининграда до Камчатки!), но и на мировом рынке. Уровень надежности конструкции был и остается настолько высок, что и в те времена, и сейчас основной и почти единственной причиной отказов агрегата является человеческий фактор – нарушение правил монтажа и эксплуатации (как насоса, так и скважины). В 1989 году годовой выпуск ЭЦВ достиг рекордной отметки – 53 000 штук. Скважинные водяные насосы, изготовленные в Кишинёве, экспортировались в 60 стран мира. Они были непременными участниками большинства международных выставок. Интересно отметить, что многие технические решения Молдавгидромаш были применены в конструкции насосов Wilo.


 

Расшифровка обозначения «ЭЦВ»:

Э – с приводом от погружного электродвигателя

Ц – насос центробежный

В – предназначен для подачи воды

Расшифровка обозначения на примере ЭЦВ 6-10-110: 

ЭЦВ – погружной центробежный насос для подачи воды

6 – диаметр трубы (в дюймах)

10 – подача (в м3/час)

110 – напор (в метрах).

Назначение и область применения

Насосные агрегаты ЭЦВ ХЭМЗ предназначены для подъема воды из скважин, в т.ч. и артезианских, а также для перекачивания воды в промышленных масштабах.

Применяютсядля:

- водоснабжения (городского, промышленного и сельскохозяйственного);

- ирригации, орошения, полива почв;

- понижения уровня грунтовых и пластовых вод.

Условия эксплуатации:

- перекачиваемая среда – вода;

- температура воды – до 25 °С;

- общая минерализация (сухой остаток) – до 1500 мг/л;

- водородный показатель – рН = 6,5 — 9,5;

- содержание хлоридов – до 350 мг/л;

- содержание сульфатов – до 500 мг/л;

- содержание сероводорода – до 1,5 мг/л;

- содержание песка – до 0,01%.

Расшифровка обозначения «ЭЦВ»:

Э – с приводом от погружного электродвигателя

Ц – насос центробежный

В – предназначен для подачи воды

Расшифровка обозначения на примере ЭЦВ 6-10-110: 

ЭЦВ – погружной центробежный насос для подачи воды

6 – диаметр трубы (в дюймах)

10 – подача (в м3/час)

110 – напор (в метрах).

Назначение и область применения

Насосные агрегаты ЭЦВ ХЭМЗ предназначены для подъема воды из скважин, в т.ч. и артезианских, а также для перекачивания воды в промышленных масштабах.

Применяютсядля:

- водоснабжения (городского, промышленного и сельскохозяйственного);

- ирригации, орошения, полива почв;

- понижения уровня грунтовых и пластовых вод.

Условия эксплуатации:

- перекачиваемая среда – вода;

- температура воды – до 25 °С;

- общая минерализация (сухой остаток) – до 1500 мг/л;

- водородный показатель – рН = 6,5 — 9,5;

- содержание хлоридов – до 350 мг/л;

- содержание сульфатов – до 500 мг/л;

- содержание сероводорода – до 1,5 мг/л;

- содержание песка – до 0,01%.

4

5

Опорами вала служат верхний и нижний подшипники. Верхний подшипник (4) располагается в корпусе (5), к которому прикреплены головка насоса (1) с обратным клапаном (2). Задерживая воду в выходном трубопроводе, клапан облегчает пуск насоса после остановок в работе. Головка имеет коническую резьбу для присоединения насоса к водоподъемной колонне. Подшипники смазываются перекачиваемой водой.

Нижний конец вала насоса и хвостовик ротора электродвигателя соединены между собой с помощью муфты (15) и шпонок (13, 17). Между валом и хвостовиком установлены регулировочные шайбы (14), для выставления необходимого зазора между РК и лопаточными отводами.

Погружной электродвигатель (ПЭДВ)

Электродвигатель скважинного насоса – трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором. Обмотки фаз соединены звездой.

На корпусе статора (20) закреплены верхний (19) и нижний (24) подшипниковые щиты, а также кольцо (25) крепления днища (30) с элементами упорного осевого подшипника к корпусу статора. В каждом щите расположено по два подшипника (21). Внутри корпуса статора запрессован пакет пластин магнитопровода (22), образующих пазы для укладки обмотки статора. Обмотка статора выполнена специальным обмоточным медным проводом с изоляцией, способным обеспечить работу двигателя полностью погруженным в воду. Концы обмоток соединены по схеме «звезда» и изолированы.

Ротор (23) имеет обычную конструкцию «беличьего колеса». На нижнем конце ротора с помощью шпонки и стопорного кольца закреплена пята (26). Пята и подпятник (27) вместе со сферой (29) образуют упорный подшипниковый узел для восприятия гидравлических осевых сил, а также массы ротора электродвигателя и насоса для скважин.

Перед монтажом погружного насоса в скважину электродвигатель заполняется водой. Слив воды производится через специальную пробку (28) в днище. Вода служит для смазки подшипников и охлаждения статора. Основание закрыто сеткой для предотвращения попадания в скважинный насос крупных механических включений. Включение сухого электродвигателя запрещено!

Все типоразмеры насосных агрегатов работают в продолжительном режиме от сети трёхфазного переменного тока 380В, 50Гц. Изготавливаются для общего применения и для экспорта в климатическом исполнении У.

Основные используемые материалы: нержавеющая сталь, чугун, пластмасса (блочный полиамид), графитофторопласт (КВ).

Насосы ЭЦВ ХЭМЗ сертифицированы в системе сертификации ГОСТ Р головным сертификационным центром насосного и холодильного оборудования НП «СЦ НАСТХОЛ». Имеют российский гигиенический сертификат.

Стоит отметить, что ЭЦВ ХЭМЗ / Молдавгидромаш характеризуется высокой ремонтопригодностью. При этом для ремонта херсонских насосов, по понятной причине, можно использовать не только запчасти завода-изготовителя, но и Молдавгидромаш, а также Wilo.

Приёмочные испытания

Каждый произведенный насосный агрегат ЭЦВ перед поставкой проходит проверку на стендах. Именно поэтому ЭЦВ ХЭМЗ очень часто приходят заказчику с ржавчиной на корпусе и содранной краской. ЭЦВ других производителей не проходят такой поштучный конечный контроль – произведенные насосы подвергаются испытаниям либо выборочно, либо не проходят их вообще.

В конструкции насоса нет материалов, способных оказать негативное влияние на качество перекачиваемой воды. Насос полностью соответствует гигиеническим требованиям. В отличие от погружных насосов с герметичным электродвигателем, у насосов марки ХЭМЗ нет последствий аварии, и качество воды в скважине не пострадает в случае отказа насоса.

Преимущества ЭЦВ ХЭМЗ

Одно из самых главных преимуществ ЭЦВ ХЭМЗ – наиболее доступная рыночная цена, относительно всех конкурентных марок. То есть за невысокую цену клиент получает высококачественное, надёжное изделие с наилучшей конструкцией и рабочими характеристиками.

Корпус агрегата отличается высокой ударопрочностью – это является сильным преимуществом при монтаже и демонтаже херсонских насосов.

Для снижения веса новых изделий почти завершена замена материала днищ: с литых чугунных форм ХЭМЗ переходит на сборные штампованные из высококачественной листовой стали. Напомним, что все штампованные части насосного агрегата завод изготавливает на собственном штамповочном оборудовании.

Рабочее колесо

Рабочее колесо ЭЦВ ХЭМЗ, в первую очередь, отличается своей уникальной архитектурой, обеспечивающей превосходные гидродинамические свойства. В своей основе конструкция колеса была разработана в начале ХХ века изобретателем погружного скважинного насосного агрегата Армаисом Арутюновым и доведена до совершенства в СССР в Особом конструкторском бюро по бесштанговым насосам.

Получившаяся в конечном итоге прекрасная конструкция рабочего колеса свела до минимума возможность забивания его грязью в межлопаточном пространстве: большое междисковое пространство и, соответственно, большая высота находящихся в нём лопаток позволяют с лёгкостью пробрасывать иловые взвеси. Советским конструкторам, в конечном итоге, удалось так оптимизировать геометрию рабочих органов скважинного насоса Арутюнова, что увеличились напорные характеристики, снизилось количество ступеней (у ГМС сокращение количества ступеней пока только в планах). До сих пор ни кто не смог разработать более лучшую проточную часть, чем созданная в ОКБ БН и доработанная в НПО «Молдавгидромаш».

Херсонский завод, унаследовавший чертежи РК от Молдавгидромаша, не внося в их конструкцию никаких изменений (которые, в силу её совершенства, и не требуются) лишь значительно снизил вес колёс (и, соответственно, всего насоса в целом) на ЭЦВ с 4 по 8, отказавшись от чугуна, и наладив собственную штамповку из блочного полиамида (пластмассы высшего качества). Благодаря этому материалу колесо ХЭМЗ отличается высокой прочностью, имея при этом малый удельный вес, относительно колес из стали и чугуна.

Для справки

Полиамид 6 блочный (более известный как капролон В, ТУ 6-05-988-87) – конструкционный материал класса полиамидов, заменитель цветных металлов и их сплавов. Устойчив к воздействиям углеводородов, масел, спиртов, кетонов, эфиров, щелочей и слабых кислот, не разбухает в воде. Имеет низкий коэффициент трения, может работать без смазки в узлах трения, диэлектрик. Применяется в химической промышленности, машино-, судо-, авиа-, приборостроении для изготовления деталей конструкционного и антифрикционного назначения.

Отметим, что РК Ливнынасос менее совершенны (и это закономерно, т.к. сама конструкция взята их разработчиками из нефтяной отрасли и со всеми имевшимися в ЭЦН минусами «упрощена» до ЭЦВ). Например, слишком узкое междисковое пространство не позволяет пробрасывать взвеси с такой легкостью, с которой это делает херсонско-молдавское колесо. А это приводит не только к снижению напора воды и увеличению энергозатрат, но и к быстрому износу всех подшипников.

Далее стоит обратить внимание на различия в агрегации рабочих колёс. У РК ХЭМЗ она жесткая: колёса прочно фиксированы распорными втулками и шайбами в среднем положении по отношению к полости направляющего аппарата. Такой способ агрегации при любом режиме работы насоса обеспечивает соответствие выхода потока с рабочего колеса входу в направляющий аппарат ступени, создавая этим постоянный мощный напор. Надежность агрегации обеспечена качественными элементами крепления – втулки и шайбы выполнены из износостойкого материала… кстати, применение данных материалов позволяет утверждать, что рабочие колёса и другие органы ЭЦВ ХЭМЗ являются нержавеющими: полиамид не ржавеет : )

В конструкции же ливенских ЭЦВ подъем колеса в среднее положение возможен только при номинальном режиме. При изменении режима работы электродвигателя колесо либо поднимается вверх, либо опускается вниз, т.е. перемещается по валу. Заметим, что технология «плавающих» колёс и является основным заимствованием из конструкции нефтяных скважинных насосов, где она оправданна из-за очень большого количества РК (до 450 штук!), но в ЭЦВ – снижает надежность агрегата. Так на переходных режимах «плавающие» РК приводят к потери напора, т.к. часть потока ударяется в направляющий аппарат ступени, не попадая в его вход.

6

При этом «плавающие» колёса быстрее изнашиваются, стираясь о поверхность направляющего аппарата, либо о проставку. Видимо, по этой причине конструкторы Группы ГМС решили укреплять лобовую сторону пластикового рабочего колеса стальным кольцом (в результате чего их даже стали позиционировать как «нержавеющие»). Однако решение увеличить прочность РК таким армированием выглядит очень сомнительно. Вполне возможно, что на самом деле производитель решил таким образом компенсировать дефекты колеса, появляющиеся из-за некачественной штамповки.

Интересный факт

На новых, ещё не эксплуатировавшихся пластиковых РК для ЭЦВ производства Группы ГМС, закупленных нами осенью 2013 года (причем нам их продали как «нрк»!) под стальным бандажом были обнаружены множественные трещины на непрофильной части рабочего колеса.

78

Вместе с изложенными выше моментами следует помнить и то, что любой лишний контакт (чем и страдает технология «плавающих» колёс) – это лишние потери энергии.

И несколько слов о настоящих НРК, т.е. рабочих колёсах из нержавеющей стали, которые действительно есть в ряде моделей ЭЦВ Группы ГМС (также как и чугунные). Стальные РК не только утяжеляют общую массу насоса, но и оказывают более значительное давление на упорный подшипник, по сравнению с пластиковыми. При этом общая статистика отказов скважинных водяных насосов различных марок говорит о том, что в половине случаев они выходят из строя именно из-за упорного подшипникового узла. То есть ЭЦВ Ливнынасос со стальными колёсами значительно менее надёжны, чем с колёсами из пластика.

Ещё один минус ЭЦВ со стальными колёсами: они дороже, чем ЭЦВ с пластиковыми (полиамидными) РК! Заявление о том, что высокая цена оправдана более высокой надёжностью и эффективностью этих колёс, при логическом рассмотрении не выдерживает критики. Ни один клиент не сможет вразумительно объяснить необходимость РК с такой высокой прочностью для подъёма и перекачки питьевой воды. Стальные колёса даже не позволяют работать с питьевой водой более низкого качества (имеющей больший процент твёрдых веществ, чем обычно допустимый).

Интересный факт

В паспорте ЭЦВ Ливнынасос для насосов с нрк массовая доля твёрдых механических примесей допускается в объёме не более 0,01%, а общая минерализация (сухой остаток) перекачиваемой воды – не более 1500 мг/л, т.е. это ровно такие же показатели, как для ЭЦВ с пластиковыми колёсами любой марки.

Кстати, у ЭЦВ Завода Промбурвод допустимый объём твёрдых механических примесей ещё ниже – 0,005%, т.е. для нормальной работы насосов этой марки необходима более чистая вода, чем для ЭЦВ ХЭМЗ и Ливнынасос.

Так какое же преимущество дают стальные колёса, если их эффективность не отличается от пластиковых? Может быть, долговечность? Все-таки это сталь, да ещё «нержавейка». Во-первых, если вал со стальными колёсами, как уже отмечалось, делает жизнь упорного подшипника значительно короче, то «долговечные» колёса совсем не делают долговечным сам насос. Во-вторых, нужно не забывать о таком понятии, как «усталость металла» – при определенных нагрузках и их определенной интенсивности трескается и разламывается даже сталь. В-третьих, нержавеющая сталь, не смотря на свое название, все-таки в конечном итоге ржавеет! Просто не так быстро, как обычная, «ржавеющая». А вот пластик не ржавеет никогда!

Пескоотбрасыватель

Внизу насосной части агрегата на валу конструкторы ХЭМЗ установили пескоотбрасыватель, препятствующий попаданию песка в проточную часть, что увеличивает ресурс ЭЦВ.

Упорный подшипниковый узел

Согласно общей статистики, в 50% случаях отказ насосов ЭЦВ (не зависимо от производителя) происходит из-за постепенного износа либо повреждения в ходе эксплуатации упорного подшипникового узла. Учитывая этот фактор, ХЭМЗ с 2000 года в конструкции узла начал использовать новейшие антифрикционные материалы, значительно увеличивающие его износостойкость и усиливающие ударопрочность.

Если пята продолжает изготавливаться из закаленной нержавеющей стали, то подпятники, в конструкции которых изначально применялся резинометаллический материал, переведены заводом на КВ (высокопрочный графитофторопластовый материал). Так во всех новых марках погружных электродвигателей ХЭМЗ, введенных в производство с 2000 года (все модификации ПЭДВ-219 и ПЭДВ-95, а также двигатель ПЭДВ 32-180), изначально стали устанавливать подпятники с КВ. С 2005-го, учитывая пожелания заказчиков, подпятники с графитофторопластом стали применяться в ПЭДВ 8-140, ПЭДВ 11-140 и ПЭДВ 13-140. Таким образом, КВ в упорных подшипниках на данный момент применяются во всех ЭЦВ 4, 10 и 12, в почти половине ЭЦВ 6 и некоторых ЭЦВ 8.

Для справки

КВ – марка графитофторопластового материала (ТУ 48-4802-102-97), использующегося для изготовления подшипников скольжения, работающих в потоке жидкостей (в т.ч. в морской и пресной воде) при высоких скоростях скольжения и давлении. КВ – это фторопласт-4, в который ввели графитовую крошку. Благодаря этому материал стал обладать высокой прочностью и ударопрочностью.

Алексей Шураев, начальник отдела маркетинга и продаж ООО «ГрафитЭл-Московский электродный завод» (разработчик КВ):

«Материал обладает потенциально высоким эксплуатационным ресурсом. Так, расчетный ресурс работы применяемых в насосах типа ЭЦВ упорных подшипников скольжения составляет не менее 12 000 часов (почти 1,5 года непрерывной работы – прим.) при износе не более 0,5 мм и коэффициентом трения не более 0,03… <…> Введение во фторопласт-4 различных неорганических наполнителей значительно улучшает физико-механические и триботехнические характеристики материала. Увеличиваются износостойкость, механическая прочность материала. Вместе с тем снижается коэффициент трения, под действием нагрузки уменьшаются его текучесть, температурный коэффициент линейного расширения. <…> Применение новинки даст возможность повысить надежность узлов трения машин, снизить энергопотери…» (Выигрышная комбинация // Насосы&оборудование. – 2010. – №4-5. – С. 46)

Добавим, что заводом в конструкции упорного подшипникового узла применён подпятник, ориентируемый по шпилькам. Это повысило его надежность крепления подпятника и упростило сборку.

Обратный клапан

 Разработана и внедрена новая конструкция обратного клапана (для плавного спуска воды), предотвращающая ударные нагрузки на подвижные узлы (особенно валы) при повторном пуске агрегата.

Верхний подшипниковый узел

Улучшена конструкция – вместо резины применен блочный полиамид, делающий её более прочной. Детали узла изготавливает сам ХЭМЗ, и они отличаются более высоким качеством, чем детали, применяемые Группой ГМС.

Электродвигатель

ПЭДВ, применяющиеся в херсонских ЭЦВ, производятся самим ХЭМЗ, что является важным преимуществом.

Основная тенденция рынка насосов и электродвигателей – борьба с весом агрегата / двигателя (т.е. попытка приблизить их вес к китайским аналогам). Для этого уменьшают количество пластин – листов железа статора, а также изменяют геометрию двигателя. Но снижение веса двигателя одновременно снижает и его качество.

ХЭМЗ, в пику этой тенденции, повышает надежность и рабочий ресурс своего электродвигателя:

- Улучшены электромагнитные характеристики двигателя. Для этого в обмотках снижена плотность тока (применены более толстые и термостойкие медные провода – ППТ-В- 100), что делает двигатель менее энергонапряженным и лучше сохраняет изоляцию.

- Усилено прилегание листов электротехнического железа статора друг к другу, усилена ихфиксация, а также увеличена задняя стенка (спинка) паза. Это привело к уменьшению вихревых токов и снижению потерь мощности на двигателях от 1,5 кВт. (У ПЭДВ Ливнынасос спинка более тонкая, что снижает их надежность). При этом листы статорного железа покрываются лаком, что значительно продлевает срок эксплуатации херсонского двигателя.

- Конструктивные особенности ПЭДВ ХЭМЗ наделяют их 15-процентным запасом мощности, что делает херсонских погружные двигатели менее чувствительными к перепадам напряжения в электросети (ПЭДВ Ливнынасос таким преимуществом не обладают). Заметим, что низкая чувствительность к «качеству» подаваемого электропитания очень часто имеет существенное значение для сельской местности.

Для справки

В ПЭДВ ХЭМЗ обмотка статора выполнена медным проводом большого диаметра. Обмотка же ротора (т.н. «беличье колесо») выполнена из алюминия. У Линынасос и ротор, и статор выполнены из меди, что является предметом их необоснованной гордости (например, см. статью «Такие разные насосы ЭЦВ»). Технические специалисты Группы ГМС утверждают, что медная обмотка в роторе якобы снижает потери электроэнергии в двигателе, что, по их словам, делает его более эффективным и менее чувствительным к перепадам напряжения. Специалисты из ГМС лукавят (не думаю, что они забыли законы физики): в действительности эффективность работы электродвигателя никак не связанна с материалом обмотки ротора. При определённой толщине (которая соблюдается технологами ХЭМЗ) алюминиевый провод пропускает ток также успешно, как и медный, т.е. величина электрического сопротивления в херсонских и ливенских «беличьих колёсах» одинакова. Разница заключается лишь в том, что применение алюминия удешевляет стоимость насоса, а меди – ведет к удорожанию.

Что же касается пониженной чувствительности к перепадам напряжения, то она вообще никак не связанна с ротором: «беличье колесо» не соединено с электросетью (поэтому оно никогда и не перегорает)! Устойчивость к скачкам напряжения обеспечивает запас по величине сечения провода статорной обмотки. А он у Херсонского завода как раз и медный, и более толстый, чем у Ливнынасос. Именно поэтому ливенский двигатель, несмотря на утверждения ГМС, более чувствителен к перепадам напряжения, чем херсонский (у которого, напомним, имеется 15-процентный запас мощности). При этом в головах некоторых участников рынка ЭЦВ присутствует путаница: информацию об алюминиевой обмотке ротора в херсонских двигателях они зачастую переносят на обмотку статора. Поэтому, если во время переговоров оппонент начинает говорить про алюминиевую обмотку статора у ХЭМЗ, его необходимо поправлять, обращая внимание на то, что в действительности обмотка статора выполнена из меди.

В верхнем подшипниковом щите двигателя установлено более совершенное лабиринтное уплотнение, защищающее ПЭДВ от попадания песка.

Двигатель ХЭМЗ легко может быть интегрирован в любые системы управления водоснабжением. Одним из преимуществ херсонских ЭЦВ в том, что они допускают применение частотного регулирования (от 30 до 50 Гц); в ЭЦВ Ливнынасос использование преобразователей частоты не допускается.

Как и весь агрегат, ПЭДВ ХЭМЗ характеризуется высокой ремонтопригодностью. Его конструкция позволяет производить ремонт до полного износа статорного и роторного железа вследствие естественной коррозии.

Перечень инноваций в ЭЦВ ХЭМЗ

Конструкторы и технологи ХЭМЗ постоянно работают над повышением надежности и улучшении потребительских характеристик своей продукции. Но инновационные изменения конструкции ЭЦВ или материалов в серийных изделиях производятся только после их всестороннего изучения, освоения в производстве и получении стопроцентно положительного результата эксплуатации в течение двух лет.

За последние пять лет Херсонским заводом были осуществлены следующие улучшения:

- Чугунные днища заменены на сборные штампованные из стали.

- Резиновые подпятники заменены на графитофторопластовую композицию (КВ).

- Внедрена конструкция подпятника, ориентируемого по шпилькам.

- В ПЭДВ осуществлено более плотное прилегание листов электротехнического железа статора друг к другу, усилена фиксация пакета железа и увеличена задняя спинка паза.

- Применен термостойкий провод ППТ-В- 100.

- Установлено новое лабиринтное уплотнение в подшипниковом щите и пескоотбрасыватель на валу ротора.

 

  Электронасосный агрегат состоит из напорной части (насоса) и электродвигателя. Электродвигатель представляет собой изделие, изготавливаемое по своим техническим условиям.

1. Электродвигатель

Погружной электродвигатель трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором.

Внутренняя полость перед работой заполняется чистой водой, которая является смазкой для резинометаллических подшипников и подпятника, а также для охлаждения обмотки.nasosi ecv

Обмотка электродвигателя находится в корпусе из цельной толстостенной бесшовной трубы. Конструкция такого корпуса, хоть и не дешева, но выгодно отличается от сварных (из 3-4 деталей) конструкций других производителей прежде всего жесткостью. Это позволяет зашихтовать в корпус жести статора с усилием до 160 кН, обеспечить обработку посадочных мест с высокой степенью точности по квалитету Н9, и при этом биение этих мест не превышает 0,1 мм

Обмотка статора электродвигателя выполнена водостойким проводом, выдерживающим температуру до 100 ºС.

Ротор залит чистым  алюминием. Заливка  производится на высокопроизводительной машине литья под давлением «Polak». На вал ротора запрессованы и обработаны подшипниковые втулки из каленной нержавеющей стали. Биение поверхностей этих полированных втулок не более 0,08мм. Наружный размер пакета ротора выполнен по h7 (седьмому квалитету) с биением, не превышающем   0,15мм.

В отличие от других производителей ротор вращается в резинометаллических подшипниках скольжения, которые запрессованы в щиты подшипниковые, отлитые из чугуна. Жесткость конструкции, технология обработки и точность изготовления корпуса статора, ротора, щитов подшипниковых и самих подшипников обеспечивает минимальный зазор между ротором и статором, и как следствие высокий КПД и высокую надежность электродвигателя в целом.

Сетчатый фильтр расположен только в верхней части электродвигателя, а в нижней части установлена глухая пробка, которая препятствует сливу чистой воды из полости электродвигателя при ее заливке перед монтажом. Фильтр служит для компенсации теплового расширения чистой  воды, заполняющей электродвигатель и защищает полость электродвигателя от песка, имеющегося в откачиваемой воде.

Некоторые производители насосов вместо нижней глухой пробки устанавливают сетчатый фильтр для так называемого «автоматического заполнения» электродвигателя водой при монтаже. Это крайне недопустимо. Это приводит к прокачке воды через электродвигатель, попаданию песка в подшипники и, как следствие, снижению ресурса.

В верхней части электродвигателя установлены пескосбрасыватель и уплотнительная резино-металлическая манжета, препятствующие попаданию песка в полость электродвигателя.

Пята – как часть упорного подшипника, установлена в нижней части ротора на шпонке. Биение хвостовика вала ротора под пятой не более 0,03мм.

Пята – каленная нержавеющая сталь, твердость HRC ≥ 48. Подпятник штампованный, обрезиненный. Резина повышенной твердости и износостойкости.

В конструкциях опорного подшипника, воспринимающего большие осевые нагрузки (до 3 тонн),  подпятник точенный из нержавеющей стали, а  поверхность трения выполнена из графитофторопласта.

В обоих случаях трущаяся поверхность подпятников имеет профиль, обеспечивающий надежный водяной клин на всех режимах работы агрегата.

Подпятник своей сферической частью опирается на полиро-ванную каленную стальную сферу, которая надежно запрессована в утолщенную часть днища электродвигателя.

Внутренний профиль литого  днища спроектирован таким образом, что имеется полость для сбора той незначительной части песка, которая проникает в электродвигатель в процессе длительной его эксплуатации. Это как раз и не предусмотрено в упрощенных и, как следствие, дешевых конструкциях других производителей.

Особенностью герметичных электродвигателей является отсутствие фильтра в верхней части и наличие «узла дыхания» расположенного в его нижней части. Это полностью исключает попадание механических примесей во внутреннюю полость, и как следствие, еще больше повышает ресурс.

Также следует отметить, что электродвигатель является самостоятельной частью агрегата, выпускается по своим техническим условиям и проходит все стадии контроля и испытаний как изделие.

Каждый электродвигатель обладает 15% расчетным тепловым запасом на случай возможного его перегрева при работе во внештатных режимах.

Это наряду с вышеуказанными конструктивными особенностями: точность и контроль на всех стадиях изготовления, увеличивает  гарантийный срок  работы,  ресурс и долговечность электродвигателя.

2. Насос (напорная часть)

ЭЦВ6…,  ЭЦВ8…,  ЭЦВ10

Напорная часть представляет собой последовательный набор ступеней, каждая из которых состоит из обоймы, рабочего колеса, отвода лопаточного и распорной втулки. Расположенных на валу насоса. Уплотнения в ступенях щелевые.

Обойма из стали 08кп получена методом глубокой штамповки и представляет собой стакан с фигурным дном. В дне имеется отверстие с запрессованной нержавеющей втулкой, которая является частью щелевого уплотнения ступени.

Распорная (дистанционная) втулка изготовлена из каленной нержавеющей стали и имеет твердость 40HRC.

Вал насоса изготовлен из нержавеющей стали (20Х13) или конструкционной стали (38ХА).

Рабочие органы

6"

а) рабочие колеса – пластмасса (ударопрочный полистирол, полиамид)

б) отводы лопаточные – полипропилен

8"

а) рабочие колеса:  - полиамид

                                         - чугун (литье)

б) отводы лопаточные – полипропилен

Примечание. Применение в насосах пластмассы со стекловолокном недопустимо.

10"

а) рабочие колеса:   - чугун (литье)

                                            - бронза (литье)

                                            - армированный полиамид

б) отводы лопаточные – полипропилен.

В верхней части насоса расположен литой чугунный корпус клапана, а в нижней – литой чугунный подвод.

Опорами для ротора насоса служит резинометаллические подшипники скольжения, запрессованные в корпус клапана и подвод.

На наружной части подвода установлена нержавеющая сетка для защиты от попадания в насос посторонних предметов при работе агрегата. Суммарная площадь отверстий в сетке в 5 раз превышает площадь входа в рабочее колесо, тем самым даже в случае ее частичного засорения обеспечивает проход необходимого объема откачиваемой воды. При остановке агрегата налипшие снаружи предметы опускаются на дно скважины.

У ряда производителей сетка на входе в насос пластмассовая и расположена внутри подвода, что уменьшает ее площадь и приводит к ее постепенному засорению и снижению пропускной способности.

В насосе с большим количеством ступеней установлены промежуточные литые корпуса с резинометаллическими подшипниками, которые придают конструкции ротора насоса большую жесткость.

Ряд производителей применяют эти корпусные детали из пластмассы и подшипники резиновые без арматуры. За этим следует необходимость сборки насосной части в трубе. Прежде всего для защиты этих деталей: корпусов, межступенных дисков, отводов лопаточных, рабочих колес от механических повреждений и придания конструкции жесткости. Такая конструкция приводит к удешевлению, но чрезмерное применение пластмассы снижает надежность и долговечность.

Встроенный обратный клапан шарового или тарельчатого типа опирается на нержавеющее седло или резиновую манжету, тем самым надежно препятствует обратному току воды через насос.

Напорная часть заканчивается сварной стальной головкой с трубной конической резьбой, которая не требует дополнительного стопорения при соединении с такой же резьбой на водоподъемных трубах. Это соединение выгодно отличается от соединения (внутренней цилиндрической резьбы с наружной конической), используемого другими производителями, так как полностью исключает человеческий фактор при монтаже.

Весь пакет напорной части агрегата устанавливается под пневмопресс, сжимается оттарированным усилием и надежно стягивается стяжками.

Преимущества конструкции в жесткости, простоте сборки – разборки и , как следствие, надежности в эксплуатации.

       

ЭЦВ 12

Особенностью конструкции 12" насосов являются ступени горшкового типа, отводы лопаточные литые из чугуна. Конструкция хоть и металлоемкая. Но простая и надежная. Параметры обеспечиваются точностью и качеством поверхности отливок рабочих органов.

Кроме вышеуказанных особенностей конструкции электронасосов надежность обеспечивается:

  1. тщательным отбором материалов, удовлетворяющих условиям среды.
  2. 100% контролем деталей, узлов и всесторонними испытаниями каждого электродвигателя и агрегата перед отгрузкой.
  3. реально работающей Системой Менеджмента Качества по версии ISO9001:2008.
  4. сертификации всей продукции  в специализированном российском органе по сертификации НП СЦ «НАСТХОЛ», являющимся головным по СНГ в данной отрасли.

Примечание

По заявке потребителя присоединительные размеры насоса и электродвигателя могут быть выполнены по международному стандарту NEMA (MG 1-18-388, MG 1-18-413, MG 1-18-424). Это шлицевое соединение валов гарантирует взаимозаменяемость с такими фирмами производителями как:

GRUNDFOS - (Австрия),

KSB, Pleuger, EMU, Franklin Electric - (Германия)

SAER, Lovarra - (Италия) и другие

Типоразмер

насоса

Вес(кг)

Номин.мощность

(кВт)

Ток(А) Цена(руб.)

ТипСУЗ,подходящий 

к указанному типоразмеру ЭЦВ

Цена(руб.)
ЭЦВ 4
ЭЦВ 4-1,5-50 22 0,75 5,1 23 877 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-1,5-80 24 1,1 6,2 25 279 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-1,5-100 30 1,1 6,2 25 839 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-2,5-50 23 0,75 5,1 23 877 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-2.5-65 25 1,1 6,2 24 158 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-2.5-80 26 1,1 6,2 25 279 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-2,5-100 33 1,5 7,5 25 839 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 4-4-55 25 1,1 6,2 договорная Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5
ЭЦВ 5-4-125 56 4 11,6 29 314 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-5-50 47 1,5 5,7 договорная Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-5-60 50 2,8 8,2 26 345 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-5-80 52 2,8 8,2 26 819 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-6,3-60 50 2,8 8,2 договорная Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-6,3-80 53 2,8 8,2 28 642 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 5-6,3-120 55 4 11,6 29 819 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6
ЭЦВ 6-4-90 79 2,8 7 25 447 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-4-130 82 2,8 7 27 465 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-4-190 89 4,5 10,5 30 771 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-40 57 1,5 5,7 22 476 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-60 60 1,5 5,7 23 205 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-70 66 2,8 7 23 373 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-85 67 2,8 7 23 709 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-105 70 4,5 10,5 24 774 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-125 78 4,5 10,5 25 391 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-140 80 4,5 10,5 26 848 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-160 87 5,5 12,7 28 642 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-180 93 5,5 12,7 29 426 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-225 108 8 18,3 29 819 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-250 112 8 18,3 31 500 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-6,3-300 128 11 26 договорная Каскад К-20-40А 14 377
ЭЦВ 6-10-50 65 2,8 7 23 093 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-80 72 4,5 10,5 23 821 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-90 74 4,5 10,5 24 718 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-110 81 5,5 12,7 26 287 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-140 95 8 18,3 29 650 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-160 100 8 18,3 34 639 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-185 104 8 18,3 36 040 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-10-235 124 11 24,8 39 067 Каскад К-20-40А 14 377
ЭЦВ 6-16-50 73 4,5 10,5 29 482 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-16-60 78 5,5 12,7 договорная Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-16-75 80 5,5 12,7 29 931 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-16-90 90 8 18,3 33 182 Каскад К-5-20А 11330
ЭЦВ 6-16-110 97 8 18,3 34 919 Каскад К-5-20А 11330
             

12

Серийно выпускаемая* станция управления погружным (дренажным) насосом «Каскад-К» предназначена для автоматического управления и защиты трехфазного электродвигателя 380В погружного (дренажного) насоса.

Станция используется на промышленных, коммунально-бытовых, общественных и частных объектах.

Автоматическое управление и защиту электродвигателя в станции «Каскад-К» осуществляет микропроцессорный прибор защиты и контроля «МПЗК-50».

Технические характеристики станции "Каскад-К"

- Номинальное питающее напряжение сети ~380В 50 Гц 3ф;

- Номинальный ток - до 250А (свыше 250А - по индивидуальному заказу);

- Цифровая светодиодная индикация потребляемого тока нагрузки;

- Измерение тока по каждой фазе нагрузке;

- Питание датчиков уровня переменным током;

- Климатическое исполнение по ГОСТ15150-69-УЗ;

- Степень защиты по ГОСТ 14254-80 - IP21, IР54 (по заказу);

- Рабочее положение – вертикальное;

- Длина кабеля к датчикам не более 250 м;

- Станции соответствуют ТУ У 33.2-30460473-002-2003, ПУЭ, ПБЭЭП;

- Нижний подвод кабелей подключения.

Характеристики управления и защиты

Автоматическое управление обеспечивает:

- режим работы, водоподъем или дренаж;
- включение/отключение электродвигателя по сигналам от датчиков уровня (входят в комплект поставки станции) или от других контактных датчиков;
- контроль и индикацию рабочего тока электродвигателя;
- контроль и индикацию аварийного состояния.

Аварийное отключение происходит при возникновении:

- недопустимых перегрузок в момент пуска и в рабочем режиме;
- обрыва одной или двух фаз;
- асимметрии питающего напряжения;
- "холостом" ходе электродвигателя;
- при перегреве электродвигателя;
- короткого замыкания в электрической цепи электродвигателя;
- низкого дебета скважины (по датчику "сухого хода" - ДСх,).

Конструкция

Станция «Каскад-К» представляет собой металлический шкаф с дверцей, запирающейся на замок. На дверце шкафа установлены элементы управления и индикации. Внутри шкафа смонтирована пусковая и защитная аппаратура.

Комплект поставки

- станция управления "Каскад-К" - 1шт,

- датчик уровня ВУ-НУ-Общ кондутометрического типа - 1шт,

- датчик "Сухого хода" кондуктометрического типа - 1шт

- паспорт,

- руководство по эксплуатации.

* - по индивидуальному проекту (техническому заданию) Заказчика предприятие изготавливает
станции управления любой степени сложности.

Мы рады ответить на все ваши вопросы по телефону: 

+7 (967) 015-78-88,+7 (916) 920-77-64

Круглосуточно

+7 (967) 015-78-88

+7 (916) 920-77-64

Круглосуточно

 

Написать Нам

:
Ваше имя
Ваша электронная почта
Тема
Введите сообщение

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы работаем на территории:

- Москва и область

- Владимир и область

- Иваново и область

- Калуга и область

- Рязань и область

- Тверь и область

- Тула и область

- Ярославль и область


Skvagen.ru - услуги по ремонту и обустройству скважин на воду в Москве и Московской области. Все работы производятся профессионалами с большим опытом работ в сфере автономного водоснабжения. Мы предоставляем гарантию на все виды работ, а также у нас Вы можете приобрести оборудование и насосы по ценам от производителей.
Телефон: +7 (967) 015-78-88,+7 (916) 920-77-64
Emailskva.zhen@yandex.ru

© 2013-2018 skvagen.ru. Все права защищены.

Ремонт и обустройство скважин на воду

Полезная информация